Вторник, 19.03.2024
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Федеральные органы Республика Башкортостан Налоговые сервисы МР Бижбулякский район Полезные ссылки Каталог Документов, НПА
Дополн.разделы








Президент РБ

Новости от ИА Regnum

Новости от ИА Башинформ

Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Поиск по сайту



Сайт партии Единая Россия РБ
Форма входа
Логин:
Пароль:
Наша погода
Помнить павших!
Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Гимны Российской Федерации и Республики Башкортостан

Гимн РФ (оркестр)

Гимн РФ (гр. Любэ)

Гимн РБ (оркестр)


(не забудьте подключить колонки)

ваш браузер
-



Праздники России

Телефоны Доверия
ФСБ России
8(495)224-22-22
E-mail: fsb@fsb.ru

МВД России 8(495)237-75-85

ГУ МВД РФ по ПФО
8 (3121)-38-28-18

МВД по РБ 8 (347)-128,
с мобильного — 128

МЧС РФ 8(495)449-99-99

ГУ МЧС РФ по РБ
8(347)233-9999

Полезно!
БЕСПЛАТНАЯ
отправка СМС

Деревня Азнаево расположена на берегу реки Уязы, которая впадает в реку Дема.

Уязы берет начало около чувашской деревни Уязыбашево Стерлибашевского района.
С восточной и западной сторон деревни начинаются подножия Уральских гор. С северной стороны раскинулись совхозные поля. Вокруг деревни находятся возвышенности, родники и луга, каждая из них имеет свое название, историю.

О происхождении названия деревень, расположенных по реке Уязы бытуют в народе несколько вариантов легенд. В одной из них говорится о том, что у одного башкира-кочевника было семь сыновей. Когда он попал в эти края ему понравились плодородная земля, луга и поляны для выгона скота, богатые леса. Тогда он расположил их по берегам рек Уязы и Дема, выделив им землю. В дальнейшем возникли деревни, их стали называть именами семи братьев Исламгулово, Азнаево, Туксанбаево, Сафарово, Качкиново, Биккулово, Каныкаево.

Между деревней Азнаево и центральной усадьбой совхоза «Демский» есть родник. Его называют в народе «Эптрэш». Старики-аксакалы рассказывали, что в эти места переехал Батырша бай из деревни Елбулактамак. Он построил водяную мельницу, использовал воду родника. Вода в ней «вкусная», течение сильное. Мельницей бая пользовались люди близлежащих сел и деревень. Позднее в эти места переехали и другие татарские баи, но им не пришлось долго жить. После Великой Октябрьской революции их прогнали с этих мест. Бугорки, камни рассказывают, что здесь когда-то было маленькое селение. Раньше, весной и осенью, во время вспашки полей, находили останки кости людей. Видимо, недалеко от родника было кладбище.

В сторону деревни Исламгулово Миякинского района есть другой родник «Базран».

Баи из близлежащих деревень (Азнаево, Туксанбаево, Сафарово, Исламгулово) выгоняли свой многочисленный скот на летнее содержание. В тех местах росла сочная, богатая на витамины трава. Свое название родник получил от слова «базран» (голбазран). «Базрам» - слово турецкое, оно означает радость, праздник. А «базрам ер» - прекрасное, чудесное место (богатое на растение и животных). Выражая свою любовь к родной земле, воде, восхищаясь её богатствам, народ назвал её «базрам» (байрам). Далее в народе оно получило название «Базран».

Недалеко от родника Базран, есть возвышенность (холм). В народе бытует название «Буре карауылы». Раньше жители близлежащих сел и деревень (скотники) поднимались на вершины этого холма и наблюдали за зверями, животными, определяя направление их движения. А потом начинали охоту на них. Если кто-то из охотников отстал от своих товарищей или заблудился, то они поднимались на вершину и определяли направление их движения по заметным следам. Название «буре карауылы» означает (наблюдение за волками) место наблюдения за волками.

Волки считаются самыми крупными животными, на которых охотились. Тем и славились охотники наших краев.

Внизу, между отделением № 3 (деревня Тулубаево) и деревней Азнаево есть озеро «Сэйкул».

Невестам, по башкирскому обычаю, показывали дорогу за питьевой водой на это озеро. Вода в ней мягкая, чай, заваренный в этой воде, был очень вкусным. Озеро находится на расстоянии примерно в один километр от деревни. Поэтому, невесты неся воду домой на коромыслах ведрами, показывали свое умение.

Весной вода в озере была чистой, по сравнению с водой в реке Уязы, которая загрязнялась талой водой. И женщины деревни Азнаево ходили на озеро за водой (на чай). Поэтому озеро так и назвали «Сэйкул».

Есть места (луга, поляны, возвышенности) которых и поныне называют «Баш йэйлэу», «Йэйлэу», «Козлэу». В этих местах люди с весны до осени держали свой скот на выгоне. Только поздней осенью они пригоняли их на зимовку.

По данным Башкирского Государственного Архива рождение деревни относится к 1783 году. В 150-й деловой бумаге от 22 февраля 1783 года упомянуты деревни Азнаево, Качкиново, Биккулово, Каныкаево, Туксанбаево.

Деревни, расположенные по берегам реки Демы и её притокам входили в Илькульминскую волость Белебеевского уезда.

На территории волости проживали люди разных национальностей. Башкиры жили издавна на берегу Демы и Уязы. Их называли менскими племенами (Племя «Мен»).

На территории, где жили башкиры этого племени, очень много озер. «Кул иле мен» - страна озер. Название волости произошло от этого значения слова. Деревни Дюсяново, Аитово, Елбулак возникли благодаря переселенцам из других мест.

(Р. Шакур, стр. 131 «Память земли»). Название волости произошло от этого значения слова.

Деревни Дюсяново, Аитово, Елбулак возникли благодаря переселенцам из других мест.

(Р. Шакур, стр. 131 «Память земли»).

В 1823 году в деревне Азнаево проживали 71 душ башкир.

В 1841 году в деревне проживали 101 мужчина и 110 женщин. Жители живут (жили) в постоянных домах, имели собственную землю.В 1877 году в деревне насчитывалось 62 двора, в них проживали 219 мужчин, 173 женщин. До уездного города от деревни 100 верст. В деревне имеется мечеть, медресе. Центр Илькульминской волости был в деревне. Деревня Азнаево расположена на берегу рек Уязы и Услы.

В 1896 году имелась мельница. Земельный надел в 4-х участках вокруг селения.

До Октябрьской революции в деревне Азнаево жили самые богатые кулаки Нагаев Нугуман (Ногман), его сын Нагаев Габдрахман; Давлетша, Габидуллин Хамидулла. А остальное население деревни существовало как источник дохода этих баев. Самые плодородные участки земель по реке Дема и по её притокам Уязы и Услы принадлежали этим кулакам.

Самым богатым из кулаков был Давлетша бай. Он имел 200 десятин земли, 400-500 голов овец, 150-200 голов коровы, 60-90 голов лошадей. А деревенский мулла Нагаев Нугуман имел в своем хозяйстве больше 20 батраков. Источником его дохода были существующие мечети (2). В каждую пятницу народ ходил в мечеть, соблюдая религиозные обряды, они приносили мулле «Хэйер-садака» (деньги и др.) в надежде, что их ожидает в будущем счастливая жизнь. Кроме этого, раз в год, во время религиозных праздников ему приносили зерно, домашнюю птицу, мелкий скот (овцы, козы), деньги. Но сам народ жил бедно. Дома строили из саманного кирпича. Топили дровами или тизяком (резали верхний слой навоза). Полы были земляные, окна маленькие, без стекол. На окна натягивали наружный слой пищевода (желудка) домашних животных. В домах было темно, вечерами, ночью пользовались свечой или керосиновой лампой. Зимой на пол стелив солому, пускали в дом домашний скот.

В деревне имелось и два медресе. Один из них построил кулак из деревни Качкиново Аскаров Мухамет. Там обучались дочери деревенских баев. В другом занимались мальчики, сыновья богатых людей деревни. Оба медресе готовили религиозных служителей из числа детей кулаков, мулл, мазинов. Ученики в этих школах выучивали религиозные книги, не понимая их содержания. Но писать их в этих школах не учили.

Дети некоторых середняков крестьян ходили в дома отдельных учителей (их звали «халфа»). Обучались грамоте. А девочек учила дома абыстай Файзуллина Мамдуза. По религиозным законам запрещалось учить вместе мальчиков и девочек.

За обучение детей абыстаю носили хлеб, одежду, деньги. Родители привозили в её двор дрова. А если это невозможно, то каждый из детей носил из дома по тизяку ежедневно.

В деревне царила бедность и неграмотность. Даже после Октябрьской революции в деревне хозяевами были кулаки (баи).

Ряды бойцов за свободу увеличились с каждым днем. Коммунисты, комсомольцы, активисты деревни активно участвовали в установлении Советской власти. Например: Гирфанов Минегали, Идрисов Султан, Аллабердин Минегали, Таипов Хайретдин, Равилов Султангарей, Гизатуллин Самигулла, Шаймарданов Мустафа, Султанов Батыр, Имашев Тимер-Булат и другие.

В 1918 году 10 января первым председателем исполкома волостного комитета был избран Башаров Мударис. Он был из деревни Тамьян Миякинского района. А секретарем исполкома избрали из деревни Зириклы Бижбулякского района Вакеева Мурзабая, вышедшего в мусульманы.

О событиях 1918 года вот что рассказывал в своей беседе участник гражданской войны Шаймарданов Мустафа: «Это было в 1918 году. Население деревни Азнаево собралось во дворе одного крестьянина Кашаф

http://delomir.ru/index.php?page=5&num=102&top=3355